Долгая дорога домой

 

  Много лет назад Клавдия Майорова, воспитанница нижегородской школы бадминтона, неоднократный призер СССР, в 1991 году покинула разваливающийся СССР,  и начала свой тренерский путь в простой польской школе. Упорство и талант позволили ей преодолеть огромные трудности, и в результате, Клавдия Майорова, обучая ребят азам игры и сама многому научилась  и впоследствии смогла добиться значительных результатов на тренерском поприще, став тренером олимпийской сборной Польши. Пять воспитанников Клавдии получили олимпийские путевки в Пекин.

 

Жизнь иногда совершает крутые повороты. Клавдия Майорова сегодня снова с нами. Она старший тренер профессионального бадминтонного клуба «Фаворит-Раменское».

  18:30. Заканчивается тренировка в малом зале Дворца спорта «Борисоглебский», игроки собирают воланы, снимают сетки, собирают свои объемистые баулы. Дневной тренировочный план выполнен. Наступило время моих вопросов. Вопросов любопытных, неожиданных. Мы разговариваем в тренерском кабинете, уже достаточно обжитом, на столе стоит компьютер, в шкафу лежат папки с документами.

Корр.:

- Скажите, Клавдия, Вы не скучаете по Польше?

Майорова:

- Э, нет. Потому что много работы, как говорится, все время голова занята: подготовка к тренировке, анализ тренировки. Я думаю, люди скучают только тогда, когда им делать нечего.

Корр.:

- Возможно, в Польше было лучше, теплый климат, например?

Майорова:

- Это не самое главное.

Корр.:

- Сколько дней Вы уже занимаетесь тренировками здесь?

Майорова:

- Две недели, прошло четырнадцать дней сборов.

 

Корр.:

- Каковы впечатления?

Майорова:

- Все задания, поставленные на этот сбор,  выполняются. Ошибки, которые мы нашли у ребят в первые дни, видно, что они их поправляют. Это самое главное.

Корр.:

- Они стремятся выполнять ваши требования?

Майорова:

- Конечно им очень тяжело, потому что если они научились играть с детства не так, как я прошу, то им тяжело, но они все сконцентрированы, старательны. И они хорошо психологически настроились на этот сбор. Выдерживают мои резкие замечания, я требую от них четкого выполнения задания. Сама атмосфера сбора им помогает: все в таком состоянии, все хотят приобрести больше навыков, знаний. Вообще мне нравится их подход к тренировкам.

Корр.:

- Какой тренировочный режим вы предложили своим подопечным?

Майорова:

- Я всегда, когда планирую тренировку стараюсь поделить на циклы. Здесь мы идем по недельному циклу. И в этом цикле есть три тренировки в тренажерном зале – силовая подготовка, есть три тренировки технические, две специальные тренировки на выносливость, остальные тренировки тактическо

- технические: играем, отрабатываем разные схемы и стараемся те элементы, которые  мы  учим, использовать  в разных упражнениях. Есть один день интенсивной нагрузки. Я вижу, что ребята справляются с этой нагрузкой. Тяжело с концентрацией, занятие продолжается два с половиной часа. Они устают не столько физически, сколько  психологически от того объема информации, который они получают.

Корр.:

- Скажите, Вас устраивают условия, в которых проходят тренировки?

Майорова:

- Да, сбор подготовлен «по полной программе». Мы имеем столько времени, сколько надо, есть тренажерный зал, в нем все элементы, необходимые нам. Немножко не получилось с бассейном – спустили воду. Я бы очень хотела, чтобы ребята могли расслаблять мышцы,  но зато был массаж, был восстановительный бег. Бассейн мы заменили другими средствами. У нас все здесь подготовлено: гостиница очень хорошая, есть транспорт. Не возникает никаких напряжений, связанных с бытом и со временем: все идет по плану.

Корр.:

-Клавдия, скажите, Вы - трудоголик?

Майорова:

- Да, я люблю работать. Конечно, если нет работы по причине свободного дня, я найду, чем заниматься. У меня нет такого: «без зала жить не могу». У меня есть и другие интересы, но, конечно же,  я люблю работать со спортсменами и мне не жалко этого времени, проведенного в зале. Могу находиться на тренировке 3 – 4 часа, пока не устану. Тогда мне надо побыть одной, отдохнуть.

Корр.:

- Эти ребята не хуже чем те, которые были у Вас в Польше?

Майорова:

- В клубе есть талантливые спортсмены,  с которыми можно работать и добиваться высоких результатов.

Корр.:

- Вы верите, что этих ребят можно довести до высоких результатов?

Майорова:

- Трудно мне сказать по первому сбору. Надо посмотреть на соревнованиях, как они усвоили тот материал, который они здесь изучили. Я этих ребят еще не так хорошо знаю, чтобы говорить о конкретных перспективах.

Корр.:

- Вы не жалеете, что приехали сюда?

Майорова:

- Нет. Пока все интересно, новые люди. Все подготовлено здесь, как я просила. Приятно работать.

Корр.:

- Трудно было после стольких лет успешной работы за рубежом вернуться в Россию?

Майорова:

- Да я не думаю, что это трудно! Работа - она везде работа. Главное, чтобы были люди и материал. Пока трудно, в том смысле, что я, например, хотела бы сделать всем игрокам индивидуальный план. Я не могу этого сделать, потому что федерация России не имеет этого плана. Для меня это большая трудность. И в принципе я не понимаю, как тренеры в России могут работать без центрального плана. Многие европейские федерации уже имеют план на 2009 год, мы даже не знаем, когда мы играем  суперлигу и это понижает уровень подготовки.

Корр.:

- Ну, план до конца года достаточно ясен.

Майорова:

- Да, мы знаем, когда пройдет «Рашен Опен» и знаем приблизительно, что с 21 по 24 будет первый тур суперлиги, а что дальше? Нельзя планировать  на два месяца, обычно работа  планируется на четыре года - подготовка к олимпиаде. От этого все начинается, потом уже подразумеваются задания «помельче», а мы вот на данный момент можем спланировать свою работу только до декабря месяца. Я считаю, что необходим ясный календарь России. Тренировочный процесс от этого только выиграет.

Корр.:

- Какие соревнования в ближайшее время посетят Ваши подопечные?

Майорова:

- Сейчас после этого сбора они поедут на турнир в Болгарию, далее следует международный турнир в Москве «Рашен Опен» и будет  еще один сбор перед суперлигой. Будем играть первый тур суперлиги.

Корр.:

- Сколько лет Вы планируете здесь работать?

Майорова:

- У меня есть задание, оно состоит из нескольких этапов. Команда суперлиги – один этап. Второе: мне  предложили поднять бадминтон московской области на профессиональный уровень. Но для этого нужны игроки, а, скажем, четыре года для этого очень мало, поэтому придется с нуля готовить своих игроков. Начинать от мальчиков и девочек, а это минимум восемь лет труда, чтобы игрок смог стартовать в квалификациях олимпийских. Нужно сегодня налаживать отношения с тренерами, многих из которых я, на данный момент, не знаю.
Корр.:

- Вы знаете, как воспитываются хорошие игроки?

Майорова:

- В Польше мы создали такую структуру. Я знаю, как воспитать игрока, те мальчишки, с которыми я начала работать, когда им  было восемь лет, попали на Олимпиаду. Многие прошли через мои руки, мы тоже делали ошибки, но я знаю, как это должно выглядеть. Можно ли будет это повторить в России? Трудный вопрос. Страна большая, больше тренеров. В Польше было проще, с моим мнением считались. По моей просьбе были организованы три школы для лучших ребят, мы смогли сделать единый центр подготовки. И у нас все получилось.